~~~
Интервью с Петром Воноговым.
Кайт в мире парусного спорта – пожалуй, сравнительно недавнее изобретение, хотя сам способ передвижения по воде и земле с использованием силы ветра на воздушном змее был известен еще в древности. Пионерами, основателями и отцами современного кайтинга (или кайтсерфинга) как спорта стали американец Рослер и братья Леганю из Франции, этот процесс в мире стартовал еще в конце 80-х, а первые серийные кайты появились в середине 90-х.
Вехой в развитии кайтсерфинга как спорта можно считать 4 декабря 2009 года – именно в этот день Международная федерация парусного спорта ISAF признала кайтбординг парусным спортом, это решение приняли и в России.
К 2012 году число кайтеров в мире оценивалось ISAF и IKA (Международная Ассоциация Кайтбординга) в 1,6 миллиона человек, это число неуклонно растет год от года, что подтвердят и жители Санкт-Петербурга – ежегодно сотни разноцветных куполов разукрашивают небо на пляжах Финского залива.
О перспективах развития кайтинга и реалиях сегодняшних дней мы поговорили с Петром Воноговым, опытным тренером, куратором отделения кайтинга и виндсерфинга в Академии парусного спорта Яхт-клуба Санкт-Петербурга, судьей 1-й категории.
Где появился кайт? Как он пришел в нашу страну, и кто стал первопроходцем у нас?
ПВ: Я не буду погружаться в исторические истоки кайтинга, это вопрос скорее к специалистам-историкам. Какие-то прообразы кайта существовали еще в глубокой древности – люди перемещались по волнам и по суше за счет любого подходящего полотна. Меня, как тренера и спортивного специалиста, интересует более поздний период, когда это уже стало превращаться в спорт.
В широкий обиход кайт начал входить в конце 90-х, сразу вслед за виндсерфингом.
Тогда был период, когда в нашу жизнь буквально ворвались всевозможные виды досок – начиная от скейтборда, сейлборда – виндсерфинга, и заканчивая сноубордом. Ближе к концу 90-х популярность потихоньку начал набирать и кайт. Четкого авторства у него нет, кайт появился одномоментно и стихийно сразу в нескольких точках мира.Основных предпосылок было две – воздушный змей и параплан.
В южных странах сначала появились плавающие кайты с воздушными баллонами, прообразом для которых стал обычный воздушный змей (первый серийный кайт с надувным каркасом был запущен в производство братьями Леганю в 1997 г. – прим. Е.К.). Это позволяло осуществлять рестарт с воды, если кайт падал.
На мой взгляд, кайт стал реальным движителем после того, как им занялись специалисты, знакомые с парапланерными технологиями. В наших северных краях прообразом кайта стал именно параплан – люди катались по снегу, поэтому проблем с плавучестью не возникало. Первые кайты, произошедшие от парапланов, парафойлы, с самого начала были достаточно совершенными средствами передвижения благодаря перешедшим по наследству аэродинамическим качествам. Парафойлам для использования на воде мешали открытые клапаны и подкупольная паутина (расстроповка).
Создатели парафойлов достаточно быстро решили эту проблему, придумав закрывающиеся клапаны. Современные парафойлы при непродолжительном нахождении в воде позволяют осуществлять рестарт с воды аналогично кайтам с надувным каркасом при лучших аэродинамических качествах. Проблема паутины решилась за счет возросшего мастерства кайтеров – спортсмены научились меньше ронять кайт.
В России кулибиных всегда было предостаточно, благо способностями к изобретательству наш народ не обделен. По парапланам у нас были давние наработки – кайтом занялись профессионалы парапланеризма, в частности, лидерами производства для массового спорта стали достаточно известные фирмы по изготовлению парапланов, перешедшие и на производство кайтов – Дюна (на первых порах), ParAAvis и Aeros. Широко известны и творения петербуржца Романа Любимцева, производителя Elf Kites, сейчас на них гоняются многие топовые спортсмены со всей планеты, среди них и наша звездочка – Елена Калинина, неоднократная призерка и победительница Чемпионатов Европы и Мира по кайтбордингу.
Елена Калинина на фоне капитанской гички.
Хорошо, но как все-таки произошел переход к спортивной составляющей? Все-таки одно дело – кататься, а совсем другое – гоняться!
Как я уже говорил, в кайтсерфинг кто-то пришел из парапланеризма, а кто-то из виндсерфинга. В любом новом занятии желание соревноваться появляется практически сразу, потому что новое всегда придумывают энергичные люди – энтузиасты, которые в силу своей активности хотят выявлять, кто круче, кто быстрее, кто успешнее. По мере развития в любом сообществе энтузиастов происходит разделение на спортивную и фрирайдовую составляющую.
Параплан – это все-таки простор, в том числе и воздушный, и экстремальность – там цена ошибки действительно высока. Когда парапланеристы активно влились и начали участвовать в кайтовом движении, это сказалось на формате гонок. Благодаря этим ребятам появилися фрирайд, в том числе и марафонский.
Когда кайт стал спортивным явлением, в него стали вливаться и парусные спортсмены. Они привыкли соревноваться там, где есть площадка, доступная для зрителей. Все, кто гоняются в маломерном парусе, гоняются на дистанции, которая расположена в поле зрения. Таким образом сформировались два гоночных формата – курс-рейс (гонки на ограниченной дистанции) и марафоны.
Кубок Яхт-клуба «Балтиец» по сноукайтингу 2018
А чем отличаются гонки на кайте зимой от летних соревнований?
В России зимний кайт по причине короткого лета и длинной зимы получил гораздо большее распространение. Зимний кайт используется в чистом виде – как буксировщик, в качестве снаряда скольжения может использоваться все, что угодно – лыжи, сноуборд, коньки, особых навыков для их использования не нужно… Режим движения по воде более сложен, всем, кто не катался на виндсерфинговых досках, не глиссировал, осваивать летний кайт чуть сложнее. Короткое лето существенно ограничивает в России популярность летнего кайта
Зимние условия у нас – примерно как летние условия на Гавайях – любая поляна, и не только поляна, которую засыпает снегом, превращается в полигон для гонок. Сейчас все большее распространение получают зимние гонки по пересеченной поверхности – в 3D, как говорят кайтеры. Такой формат соревнований воспринимается всеми с интересом.
Из-за потепления в Европе зимой становится все хуже и хуже со льдом и снегом, так, буерные соревнования проходят в основном в Скандинавии, так что Россия сразу вошла в число стран-лидеров в мире зимнего кайта.
География зимнего кайта широка – никто себя не чувствует ущемленным, сейчас кайт есть и в Санкт-Петербурге, и в Центральной части России, и на севере – в Мурманске и Архангельске, и в Сибири – Тюмень, Новосибирск, Байкал, и на Дальнем Севере и Востоке – на Ямале, и на Чукотке, и на Камчатке…
Расскажите, пожалуйста, как обычному человеку можно приобщиться к кайтсерфингу? И есть ли специализированные школы для детей?
Кайт – поистине великое изобретение – он сильно расширяет возможности в том числе и способов преодоления достаточно больших просторов на больших скоростях – 60 км/ч это далеко не экстремальная скорость. Финского залива уже не хватает для полноценных кайтовых марафонов – его размеров хватает на 1,5-2 часа. Конечно, дальние походы, даже в группе, предполагают наличие общества опытных товарищей, но подключаться к ним могут все желающие. Важно отметить, что весь инвентарь очень компактен – его можно засунуть в багажник машины или взять с собой в самолет.
Этап Кубка России по сноукайтингу 2018 в Петрозаводске
Кайт имеет высокую степень доступности, но и имеет некоторую опасность – длинные стропы, которые со свистом рассекают воздух. Когда опытные родители ставят детей на кайт, все получается довольно просто, но таких родителей пока что – единицы. Говорить о детской массовости на таком уровне пока не приходится. Тренер, ответственный в том числе и за безопасность – пока большая редкость. Да и обучать детей сразу с кайта, не давая другую базу – сомнительное решение, у меня перед глазами таких примеров особо и нет.
Зато кайт-школ и частных инструкторов-тренеров, работающих со взрослым населением, сейчас больше, чем в других схожих видах спорта. Было бы желание, а возможности находятся.
Желающим заниматься гонками на кайтах я бы сначала предложил попробовать виндсерфинг, вейкбординг и водные лыжи. Здесь есть доска и элемент буксировщика – спортсмен сам непосредственно управляет силой тяги. Виндсерфинг к тому же довольно безопасен – доска не переворачивается. Как промежуточный этап подготовки перед переходом на кайт он лучше классических швертботов – на швертботе парус в правильном положении держат шкоты, спортсмен откренивает немного опосредованно, что мешает лучшему, интуитивному пониманию процесса.
А где связь между парусным спортом и кайтсерфингом? Кайт все-таки не совсем парус.. И как вообще кайтеры гоняются по правилам, создававшимся для принципиально других снарядов?
Некоторые энтузиасты кайта по-прежнему пытаются дистанциироваться от парусного спорта, но общего между ними все-таки больше – во-первых, ветер, во-вторых, привязка к поверхности. Все парусники – швертботисты, виндсерфингисты, кайтеры – перемещаются по водной поверхности за счет ветра.
Чемпионат Мира по зимним видам парусного спорта WISSA 2018, Лахти, Финляндия
В соревнованиях все элементы парусного спорта работают в полный рост, есть только некоторые нюансы, связанные с габаритами. Главное отличие от традиционных парусных гонок – возникает так называемая «проблема связанности». Что считать снарядом в кайтинге? Если габаритами снаряда считать и кайт со стропами до 30-40 м, то связанными оказываются все гонщики в течение всей гонки.
В практике кайтовых гонок постепенно пришли к тому, что корпусом все же можно считать только длину снаряда скольжения, а не длину всего кайта. В таком случае накладываются лишь ограничения при расхождениях – кто не должен поднимать, кто не должен опускать кайт.
Впрочем, в гонках в плотной борьбе при ошибках управления цепляются купола-крылья, запутываются стропы, для участников инцидентов гонки заканчиваются. В кайтовых правилах есть добавки, которые учитывают эти последствия, разборов в кайтовых гонок как правило больше, чем в любой другой парусной дисциплине. Многие протесты заканчиваются восстановлением результатов пострадавшим.
А как вы относитесь к тому, что с большой долей вероятности летний кайт скоро станет олимпийским видом спорта?
Нельзя сказать, что во всем мире значимость олимпийского статуса так уж высока. Так, в парусном мире Кубок Америки – более значимое соревнование. Вид спорта, который так или иначе встает на ноги, не всегда занимает однозначную позицию по отношению к Олимпиаде. Вспомним недавний пример – НХЛ опять запретила ехать профессиональным игрокам ехать в Пхенчханг.
У нас в стране – да, если спорт получает олимпийский статус, то сразу появляется господдержка, новые возможности для становления профессиональных специалистов.
Нельзя сказать, что в российском кайте есть профессиональные тренеры, все занимаются на энтузиазме или на частном интересе, иногда чуть-чуть помогают спонсоры через мероприятия. Да, кайтовые мероприятия интересны – новизна, красивая картинка, кайты куполами раскрашивают всю акваторию.
Не ясно, у кого больше желания – у функционеров или кайтового сообщества – в продвижении кайта на Олимпиаду. Функционерам нужно что-то популярное с претензией на зрелищность, кайт на данный момент этому вполне соответствует – достаточно молодежный вид спорта.
В 2012 году случился скандал – на очередном заседании МОК была попытка заменить виндсерфинг на кайт – связанные, взаимодополняющие друг друга вещи. Делегаты проголосовали, даже было принято решение, но когда все разъехались по домам, то быстро поняли абсурдность происходящего, все вернулось на круги своя. Как можно убрать виндсерфинг, вокруг которого столько всего строится и который является базой для парусно-досочных дисциплин?! Сейчас снова придумываются новые версии, что будет, ведь у паруса жесткое число дисциплин – их всего девять, и перед WS стоит сложная задача – как ввести в программу кайт, не пожертвовав чем-то еще.
Елена Калинина в акватории Финского залива
Напоследок поговорим о перспективах. В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться кайт?
Кайт будет жить – в этом сомнения нет, это навсегда, как и парус, как и виндсерфинг. В нем есть свой шарм, своя специфика, свои достоинства.
Как и в виндсерфинге, в отдельную дисциплину выделился и активно развивается фристайл – артистизм, прыжки, трюки. Разумеется, никуда не исчезнут и гонки.
Инвентарь, естественно, будет совершенствоваться, так, кайт уверенно встал на подводное крыло – гидрофойл, кстати, виндсерфинг, глядя на кайт, тоже пытается угнаться за модой.
Все режимы движения по воде тоже сохранятся – водоизмещяющий, глиссирующий, на подводных крыльях, единственное – пока что не используется режим экраноплана*, но и это, похоже, вопрос времени. Водоизмещающий способ перемещения сейчас – скорее фитнесс, глиссирующий режим и подводное крыло в кайтинге используются вовсю.
Верю, со временем кайт станет классикой, так же, как и виндсерфинг, эволюционно развиваясь – в первую очередь, в технологическом отношении.